Масло из канистры или из бочки?

Масло из канистры или из бочки?2013-05-23

В среде автолюбителей ходят слухи о том, что после замены масла, причем на гарантийном сервисе на сравнительно новых автомобилях, с небольшим пробегом полностью ломался двигатель. Причем это происходило буквально сразу после посещения автосервиса, машина проезжала до 100 км. Постараемся разобраться - это только слухи или есть в этом доля правды.

Начнем с того, что после вскрытия "застучавших" моторов наблюдалась одна и та же картина - в поддоне и на стенках картера обнаруживается солидолоподобная жижа черного цвета. Естественно такая субстанция не прокачивается через систему фильтрации масла и смазывать трущиеся детали не может. Произошла порча масла по непонятным причинам.

На сервисе уверяют, что моторное масло было залито, предписанное автопроизводителем. Причем из той же бочки, что и всем остальным. Никаких проблем не было. Во всем виновато некачественное топливо. Присадки, добавленные в топливо, просочившиеся в выхлопных газах из камеры сгорания при взаимодействии с компонентами масла привели к порче масла. Другими словами причина в некачественном топливе.

Разберем по порядку возможные причины-почему автомобильное масло так быстро меняет свои свойства. Одна из них: попадание в масло охлаждающей жидкости. Этот эффект открыли химики компании Shell. Но далеко не каждое моторное масло может испортиться в таких условиях.

Версия с некачественным топливом тоже вызывает массу вопросов. Во-первых, количество топлива попавшего в масло настолько мало, что вряд ли могло вступить в химическую реакцию в картере. Да и температура испарения у бензина ниже чем у разогретого масла. И проблемы были как у бензиновых двигателей, так и у дизельных. Быстрее всего проблема не в топливе.

Вариант заливки некачественного масла тоже может присутствовать. Предположим нечистый на руку механик решил подзаработать и подменил оригинальное масло на какую нибудь отработку. Но такое масло тоже должно отходить какое-то время. А здесь проблема возникает буквально сразу после замены. Есть один момент, доказать который очень сложно, но очень вероятный. Специалисты по нефтепереработке утверждают: то что осталось от масла продукт резкого окисления, а для ускорения этого процесса нужны катализаторы. При изготовлении базовых масел, как раз их и используют.

Если двухсотлитровую бочку разлить по канистрам, а последние литров пять налить в прозрачную тару, то за несколько дней масло расслоится и на дне образуется толстый слой осадка. Вроде бы ничего страшного, согласно норм производителей осадок допускается. Состоять осадок может, помимо всего прочего, ассоциацией мелкодисперсных частиц катализатора, размером меньше пор фильтрующего элемента. Цвет осадка может быть любой, вплоть до черного. Встречается как правило в тех партиях масла, которые изготовили сразу после загрузки свежего катализатора в аппарате.

Вернемся к нашей ситуации! Обычно такие случаи происходили после обслуживания на крупных СТО или дилерских сервисах. Как правило, на такие станции масло приходит в двухсотлитровых бочках, а не в канистрах. И вот, как версия, одному из тысяч клиентов сильно не повезло. Ему залили масло со дна бочки, в которой оказалось масло, изготовленное сразу после перезагрузки свежего катализатора.

Выходит автомобиль заправили не маслом а концентрированным осадком. Во время работы двигателя температура поднимается и реакция окисления во много раз ускоряется. Масло очень быстро превращается в жижу и перестает работать. Теперь ясно почему такой эффект практически исключен если при замене масла использовали мелкую фасовку. Сравните количество осадка в 5-литровой канистре и 200-литровой бочке!

Доказать подобный факт очень сложно, но вывод сделать можно: не менять масло там, где Вы не уверены в его качестве.